г. Краснодар, ул. Тургенева, 110/1, 2й этаж

Воздух

Санитарно - защитная зона (СЗЗ)

Существующая на сегодняшний день санитарная классификация предприятий по СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусматривает деление по отраслям, видам деятельности, классам опасности для жизни населения и расстоянию до ближайшей жилой застройки. Таким образом, если вид Вашей деятельности попадает под указанный классификатор, то расстояние от предприятия до ближайшей селитебной зоны должно соответствовать указанному в СанПиНе значению.

 Соблюдение санитарно-защитной зоны подтверждается проектом СЗЗ, в который входят акустические расчеты, расчеты рассеивания веществ, загрязняющих атмосферный воздух, а также программа производственного контроля (раздел ППК предусматривает произведение годовых наблюдений за состоянием воздушного бассейна по заранее определенным показателям). Несоблюдение санитарно-защитной зоны влечет за собой разработку проекта сокращения СЗЗ, при этом окончательная граница будет установлена после проведения годовых наблюдений за воздухом по программе ППК.

В общем, если деятельность Вашей организации влечет за собой поступление выбросов загрязняющих окружающую среду веществ, Вы занимаетесь производством, переработкой или хранением какой-либо продукции, то в таком случае в Ваших обязательствах лежит разработка проекта санитарно-защитной зоны. В Постановлении от 9 сентября 2010 г. N 122 об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 четко прописано, что требования документа «распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека».

 

Порядок и сроки разработки СЗЗ

 Разработка проекта всегда начинается с выезда специалиста для проведения инвентаризации источников шума и выбросов загрязняющих веществ, определения класса предприятия в соответствии с действующим СанПиН, выявления нормативной и фактической СЗЗ.

Предприятия I и II классов опасности параллельно с проектом СЗЗ обязаны разработать проект, оценивающий риск для здоровья населения (кроме предприятий сельского хозяйства).

Для предприятий III и IV классов опасности процедура согласования проходит в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в течение 30 дней (по регламенту).

Предприятия V класса опасности могут быть согласованы в территориальных подразделениях Роспотребнадзора или в Управлении ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю также в течение 30 дней.

 

Прежде всего необходимо пояснить, что данный проект может существовать в двух видах:

  • расчётная СЗЗ (проект обоснования (сокращения) границ санитарно-защитной зоны);

  • окончательная СЗЗ (установление окончательной границы санитарно-защитной зоны с её нанесением на градостроительные карты архитектуры). 

    Важное замечание: окончательная СЗЗ – это продолжение работы расчётной СЗЗ.

     

Для расчётной СЗЗ порядок работы следующий:

- выезд специалистов на производственную площадку;

- определение источников выбросов и шума;

- определение необходимости проведения лабораторных исследований;

- сбор картографического материала и ознакомление с технологическими процессами;

- сбор исходных данных;

- проведение расчёта рассеивания выбросов и источников шума;

- работа с картами, определение границ;       

- оформление проектных материалов;

- получение экспертного заключения в организации, аккредитованной в установленном порядке;

- получение санитарно-эпидемиологического заключения в Управлении ФС по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) Краснодарского края или его территориальных отделах.


Срок выполнения работы по сопровождению проектов с целью получения заключений – 30 дней.

 

Для окончательной СЗЗ порядок работы следующий:

1) Проведение годовых натурных наблюдений на границе селитебной (жилой) зоны по программе контроля к проекту расчётной СЗЗ

2) Получение экспертного заключения на результаты натурных замеров в организации, аккредитованной в установленном порядке

3) Получение санитарно-эпидемиологического заключения на установление окончательной границы СЗЗ в Роспотребнадзоре или его территориальных отделах

4) Получение Решения об установлении окончательной границы в Роспотребнадзоре

Срок проведения замеров – 1 год (по сезонам). Сопровождение проектных материалов и результатов замеров – до 30 дней.

 Самостоятельно определить класс опасности можно при помощи СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», который Вы можете изучить на нашем сайте в разделе «Нормативные документы».

 

Ответственность, накладываемая по причине отсутствия проекта СЗЗ

 Данный вид ответственности предусмотрен КоАП РФ.
Статья 8.1. «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов». Штраф для юридических лиц равен 20-100 тысячам рублей.

Статья 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий». Штраф для юридических лиц равен 10-20 тысячам рублей или приостановление деятельности административного характера на срок до 90 суток.


Срок, в течение которого действует проект СЗЗ

 Проект санитарно-защитной зоны создается 1 раз в течение всего периода деятельности предприятия*. Любые изменения и корректировки, касающиеся степени техногенного воздействия на прилегающую зону, требуют разрешения Роспотребнадзора.

* Новый проект СЗЗ разрабатывается только тогда, когда появляются какие-либо изменения в производственных и технологических процессах (уменьшение или увеличение мощностей предприятия, его территории и площадей, а также поступление нового вида сырья и пр.), когда изменяются планы смежных землепользователей или когда ведется застройка соседних территорий.

 

Разработка СЗЗ требует наличия следующих документов:

  1. Реквизиты предприятия.

  2. Правоустанавливающие документы (Свидетельство о регистрации юридического лица и постановке на налоговый учет).

  3. Топосъемка (1:500, 1:2000).

  4. Документы на правообладание земельным участком/договор аренды.

  5. Архитектурно-планировочные решения размещения жилого комплекса и рабочий проект (если таковой имеется).

  6. Технические условия на подключение к сетям электро-, водо- и газоснабжения или соответствующие договора.

  7. При наличии собственной котельной необходимы сведения о количестве котлов, паспорта на них, высота трубы и этажность.

  8. Прочие документы, необходимые проектировщику (как правило, связанные со спецификой производства).

 

Стоимость

Стоимость расчётной СЗЗ определяется объёмом и сложностью работ. Минимально возможная цена – 60 000 рублей.

Стоимость годовых натурных замеров определяется по программе контроля проекта расчётной СЗЗ, определяется индивидуально и может быть посчитана только после разработки проектных материалов. Если у Вас уже есть программа, то присылайте её нам на электронную почту 

23-expert@mail.ru, чтобы узнать стоимость работ.

Стоимость окончательной СЗЗ определяется классом опасности предприятия и сложностью работ. Минимально возможная цена – от 100 000 рублей.

 

Регламентирующие документы

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»


Проект ПДВ (предельно допустимые выбросы)

Предельно допустимый выброс (ПДВ) представляет собой проект, выявляющий на предприятии все источники загрязнения атмосферного воздуха. Проект разрабатывается только в тех случаях, когда деятельность организации не обходится без загрязнения атмосферного воздуха, т.е. когда на ее территории есть котельные и дизельные установки, гаражи, автомобильные стоянки, места сварки, резки и механической обработки металлов, места деревообработки и окраски, очистные сооружения сточных вод.

Также необходим для предприятий, обладающих собственными транспортными средствами, работающими на бензине, керосине, дизельном топливе, сжатом природном или сжиженном газе.

Систематизация и расчет всех выбросов осуществляется на специальном программном оборудовании. Источники выбросов классифицируются на организованные и неорганизованные.

 Под первыми подразумеваются выбросы из дымовых труб, газоходов и воздуховодов. Под неорганизованными подразумеваются выбросы, которые поступают в атмосферу по причине сбоев в герметичности оборудования, а также отсутствия или плохой работы вентиляции, местных систем аспирации в местах погрузки, разгрузки или хранения сырья, хранилищах топлива и т.д.

 

Стоимость работ

Минимальная цена за разработку проекта от 25 тыс. руб.

 

Разработка ПДВ: порядок и сроки

Разработка проекта всегда начинается с выезда эксперта для проведения инвентаризации выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Затем начинается разработка проекта с предельно допустимыми выбросами и технический отчет об инвентаризации выбросов, а также включает план-график производственного контроля наблюдения за выбросами. Разработка занимает - от 30 дней.

Согласование проекта ПДВ проводится в несколько этапов.

Первоначально на проект выдается экспертное заключение организацией, аккредитованной в установленном порядке. Процедура занимает 1-2 недели.

На втором этапе на базе полученных и разработанных документов на проект выдается санитарно-эпидемиологическое заключение Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (Роспотребнадзор). Согласование происходит в течение 30 дней.

Заключительным этапом является получение нормативов выбросов и разрешения на выбросы (по регламенту выдача каждого из этих документов производится по истечению 30 дней) Управлением ФС по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (если предприятие не включено в перечень федерального надзора, то выдача разрешения на выбросы производится Департаментом природных ресурсов по Краснодарскому краю).

Все работы мы выполняем «под ключ». А это значит, что проделываются все операции – от получения справки о фоновых концентрациях и оплаты экспертизы до получения разрешения на выбросы.

 

Ответственность за отсутствие проекта ПДВ

Ответственность за отсутствие проекта ПДВ предусмотрена ст. 8.21 КоАП РФ “Нарушение правил охраны атмосферного воздуха”.

ч.1: Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения:

  • на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей;

  • на должностных лиц  от 40 000 до 50 000 рублей;

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

  • на юридических лиц – от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

ч.2: Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него:

  • на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей;

  • на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 50 000 рублей;

  • на юридических лиц – от 80 000 до 100 000 рублей.

ч.3: Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры:

  • на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей;

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 000 до 2 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

  • на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Срок действия проекта ПДВ

На проекты предельно допустимых выбросов действует срок длительностью 5 лет (в том случае, если производственный процесс будет оставаться неизменным).

Наличие проекта и действующего разрешения на выбросы позволяет произвести оптимизацию платежей за неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Размер платы за стационарные источники выбросов уменьшается в 25 раз.

 

Разработка проекта ПДВ требует наличия следующих документов:

  1. Реквизиты предприятия.

  2. Правоустанавливающие документы (Свидетельство о регистрации юридического лица и постановке на налоговый учет).

  3. Топосъемка (1:500, 1:2000).

  4. Документы на правообладание земельным участком/договор аренды.

  5. Архитектурно-планировочные решения размещения жилого комплекса и рабочий проект (если таковой имеется).

  6. Технические условия на подключение к сетям электро-, водо- и газоснабжения или соответствующие договора.

  7. При наличии собственной котельной необходимы сведения о количестве котлов, паспорта на них, высота трубы и этажность.

  8. Прочие документы, необходимые проектировщику (как правило, связанные со спецификой производства).

 

Замеры и отчёты по плану-графику контроля

План-график проекта ПДВ определяет периодичность и количество проведения необходимых натурных замеров (аналитический метод) или отчётов (расчётный метод).

Обращаем ваше внимание (на случай если проект ПДВ разрабатывали не мы) на то, что если при разработке проекта не проводились замеры на источниках выброса (должны быть приложены протоколы КХА), то в план-графике должно быть указано «расчётным путём». В случае если замеры проводились на некоторых источниках, следует проводить натурные замеры только этих веществ в указанных точках. Прочие вещества определяются расчётным методом.

Для определения точной стоимости работ пришлите Ваш план-график на электронную почту 23-expert@mail.ru, в теме письма укажите адрес объекта и ваши контакты.

 Подробнее о замерах и отчётах по плану-графику контроля 



Программа ПЭК


Программа производственного экологического контроля (ПЭК) 

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

 

Стоимость разработки проекта

 

Кому необходим проект?

Обязателен для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность на объектах I, II и III категорий.

 

О проекте

При разработке данного проекта мы руководствуемся обязательной частью Приказа и рекомендованными ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения», ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля».

 

Разрабатываемая нами Программа содержит требуемые Приказом разделы: общие положения, сведения об инвентаризации выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения, о подразделениях и должностных лицах, ответственных за осуществление контроля, об испытательных лабораториях, о периодичности и методах осуществления контроля, местах отбора проб и методиках измерений.

Для разработки проекта необходимо предоставить практически всю разработанную экологическую документацию предприятия для того, чтобы Программа производственного экологического контроля получилась полноценным рабочим материалом, которым будет удобно пользоваться и благодаря которому Вы сможете соблюдать сроки и выполнять требования экологического законодательства.

Проект подлежит актуализации при изменениях технологических процессов, замены оборудования и прочих изменений которые отражаются на разрешительной документации и объемах оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду.

Разработку ПЭКа в первую очередь регулирует п. 2 ст. 67 Федерального закона №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», который изложен в следующей редакции: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля».

 

Отчет по ПЭК

Приказом определен срок сдачи отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля – ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Формы Отчета на сегодняшний день не существует, поэтому разрабатываться этот документ нами будет по факту проделанных за год работ по выполнению ПЭКа.

Работу выполняем «под ключ» с регистрацией в соответствующем территориальном органе государственного экологического надзора.

Стоимость Отчета с регистрацией рассчитывается индивидуально. Подробнее об этом Вы можете узнать у наших специалистов.

 

Ответственность за отсутствие

 

ПЭК – обязательный проект для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (1-3 категорий). За его отсутствие предусмотрен штраф.

Ответственность определяется контролирующим органом. Чаще всего за данное нарушение выносят штраф по ст.8.1 или 8.5 КоАП РФ.

 

Регламентирующие документы

Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды»

ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля

ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения»


НМУ


Мероприятия НМУ

В ст.1 Федерального закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» дано определение термину «неблагоприятные метеорологические условия» (далее НМУ) – это метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха.


Разрабатывать мероприятия НМУ и утверждать их в установленном законом порядке обязано любое предприятие, имеющее стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Это означает, что проект необходимо разрабатывать вне зависимости от того, какая категория предприятия получилась расчетным путем в проекте ПДВ, и вне зависимости от того, предписана или не предписана вам разработка Мероприятий в условиях действия Разрешения на выбросы. Оспаривание этого вопроса в судах пока не привело к возможности доказать обратное или отсутствие необходимости в разработке проекта НМУ при наличии источников выбросов.

Стоимость работ

 

Разработка Мероприятий: порядок и сроки

Разработать мероприятия НМУ самостоятельно предприятию вряд ли удастся, т.к. эта работа требует наличия специализированных программных комплексов, позволяющих проводить расчеты рассеивания на три режима работы в период НМУ с учетом зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы.

Суть проекта Мероприятий сводится к регулированию выбросов, т.е. их фактическое кратковременное сокращение в периоды НМУ, поскольку обычный режим работы будет способствовать формированию высокого уровня загрязнения воздуха. При этом сам проект учитывает вклад каждого источника в создании приземных концентраций примесей и определяет, какие из них необходимо сокращать в первую очередь, чтобы получить наибольший эффект.

Наш Эколог - проектировщик при разработке Мероприятий НМУ подбирает такие способы сокращения, чтобы они были достаточно эффективными и практически выполнимыми с учетом специфики конкретного производства Клиента. При этом основной своей задачей мы считаем разработку таких мероприятий, которые не будут сопровождаться сокращением производства, чтобы наш Клиент не оказался заложником при наступлении НМУ.

После того как мы разработаем и утвердим в Министерстве природных ресурсов Краснодарского края Мероприятия НМУ, Вам необходимо будет обратиться в Росгидромет за заключением договора на предоставление информации о наступлении НМУ (согласно п.5 Постановления от 15.11.1997 г. №1425 услуга является платной). Или Вы также можете обратиться к нам, и мы заключим этот договор от вашего имени. Заранее необходимо решить, кто из ваших сотрудников будет ответственным за получение прогнозов НМУ и ведение соответствующих журналов. Этому сотруднику следует ознакомиться с процедурами поступления информации, информирования руководства и подразделений, ведения журнала учета. 

Роль должностного лица может выполнять наш сотрудник, который будет вести соответствующий журнал с информированием предприятия о необходимости соблюдения конкретного режима. 

Данная услуга является платной для всех Клиентов, за исключением находящихся на абонентском обслуживании.


Срок разработки Мероприятий НМУ составляет 30 дней, далее проект направляется Клиенту на утверждение (в данном случае оптимальное время для ознакомления определяет сам Клиент), и последний этап занимает 30 дней, требуемых на согласование проекта с Министерством природных ресурсов Краснодарского края.


Для разработки проекта необходимо предоставить:

  • подлинник на бумажном носителе проекта ПДВ и инвентаризации выбросов;

  • подлинник Разрешения на выбросы;

  • электронный вид проекта ПДВ (при наличии такового).

 

Ответственность за отсутствие проекта НМУ

Наиболее страшным для предприятия наказанием может стать выдача предписания о приостановлении выбросов, что фактически означает приостановку деятельности (на основании п.4 Положения об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 г. № 847).

п.2 ст.8.21 КоАП РФ – нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 80 000 до 100 000 рублей.


Срок действия проекта НМУ

Программа НМУ имеет такие же ограничения, как и прочие проекты, то есть это ограничения на изменение объемов производства, изменение технологических процессов, замена оборудования – всё то, что влияет на количество источников выбросов, объемы и состав их выбросов.

Поскольку программа НМУ разрабатывается на основании ПДВ, то после истечения срока действия Разрешения программу следует актуализировать под новый проект ПДВ.


Регламентирующие документы